Коллегия адвокатов Правовед
Домашняя страница email
 

Обзоры законодательства

Принят новый Федеральный Закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 26.12.2008г. № 294

  1. Федеральный Закон принят, чтобы ограничить юридические лица и индивидуальных предпринимателей от многочисленных проверок различных государственных и муниципальных органов (пожарные, санэпиднадзор, инспекция труда, органы экологического, энергетического, промышленного контроля, органы стандартизации, метрологии и сертификации, архитекктурно-строительный надзор, и другие различные инспекции и органы т.д.), часто дублирующих друг друга.

    Установлено, что органы государственной власти или органы муниципального образования проводят плановые проверки не чаще чем один раз в три года. Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности обязательным требованиям. Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов. В ежегодных планах проведения плановых проверок указываются наименования юридических лиц, фамилии, имена, отчества индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит плановым проверкам, цель и основание проведения каждой плановой проверки, дата и сроки проведения каждой плановой проверки и т.д. (см.ст.9 Закона). Срок проведения каждой из проверок, не может превышать двадцать рабочих дней. Проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. В срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля направляют в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры для формирования Генеральной прокуратурой Российской Федерации ежегодного сводного плана проведения плановых проверок с учетом положений Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации". Форма и содержание ежегодного сводного плана проведения плановых проверок устанавливаются Правительством Российской Федерации. Генеральная прокуратура Российской Федерации размещает ежегодный сводный план проведения плановых проверок на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети "Интернет" в срок до 31 декабря текущего календарного года.

    Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (см.ст.ст.13-16 Закона). Все неправомерные действия должностных лиц органов государственной власти и органов муниципального образования могут быть обжалованы соответствии требованиям норм законодательства РФ.

    Каждый орган до истечения календарного года обязан представить в прокуратуру субъекта планы проверок на предстоящий год. Прокуратура субъекта будет представлять сводные графики проверок в Генеральную прокуратуру РФ. На основании графиков проверок представленных прокуратурой субъекта Генеральная прокуратура РФ составляет график проверок в РФ на год и размещает его на своем сайте. Проверка без представления графика проверок в прокуратуру невозможна и недействительна.

    Установлено что при осуществлении проверки вышеперечисленными органами плата с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей за проведение мероприятий по контролю не взимается (ч.3 ст.7 закона).

    Законодатель обязывает юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые занимаются:

    1. предоставлением бытовых услуг;
    2. предоставления услуг общественного питания;
    3. предоставление услуг по перевозкам пассажиров и багажа по заказам автомобильным транспортом (за исключением осуществления таких перевозок по маршрутам регулярных перевозок, а также для обеспечения собственных нужд юридических лиц, индивидуальных предпринимателей);
    4. предоставление услуг по перевозкам грузов автомобильным транспортом, грузоподъемность которого составляет свыше двух тонн пятисот килограммов (за исключением таких перевозок, осуществляемых для обеспечения собственных нужд юридических лиц, индивидуальных предпринимателей);
    5. производство текстильных материалов, швейных изделий;
    6. производство одежды;
    7. производство кожи, изделий из кожи, в том числе обуви;
    8. обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, за исключением мебели;
    9. издательская и полиграфическая деятельность;
    10. деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в целях защиты государственной тайны).

    Уведомление может носить, как письменный, так и устный характер.

    По поводу размещения информации в сети «Интернет» Генеральной прокуратурой РФ о проверках юридических лиц и ИП вступает в силу с 01.01.2010г., а остальная часть Закона вступает в силу от 01.01.2011г.

    ВНИМАНИЕ!!!
    Данный закон не распространяется на действия милиции, прокуратуры, суда, финансового контроля и финансово-бюджетного надзора, налогового контроля, валютного контроля, контроля на финансовых рынках, банковского надзора, расследовании причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний или отравлений, несчастных случаев на производстве, осуществлении государственного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

Отменены полномочия милиции по осуществлению проверок организации и предпринимателей

  1. Отменен п. 25 ст. 11 Закона «О милиции», который давал милиции неограниченно широкие полномочия проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности, изымать документы, производить осмотр производственных, торговых, служебных помещений на основании постановления начальника РОВД или его заместителя. Теперь такого права милиция не имеет.

    Но следует оговорить, что согласно норм другого закона - ст.ст. 6, 7 и 15 Федерального закона № 144-ФЗ от 12.08.1995 «Об оперативно-розыскной деятельности» оперативные службы МВД (УНП, ОНП – управление (отделение) по налоговым преступлениям, ОБЭП – отдел по борьбе с экономической преступностью) имеют право на получение справок, исследование предметов и документов, их изъятие, проверочную закупку, обследование помещений, зданий, сооружений.

    Однако важно знать, что у этих служб после отмены п. 25 ст. 11 Закона «О милиции» нет права самостоятельной проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятий организаций и предпринимателей, а есть только выше указанные права – получать справки, изымать документы и т.д. при наличии указанных в ст. 7 Федерального закона № 144-ФЗ от 12.08.1995 «Об оперативно-розыскной деятельности» оснований. Но УНП согласно ст. 36 Налогового кодекса имеет право по запросу налоговых органов участвовать вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках.

    Для применения оперативных мероприятий (получение справок, изъятие документов и т.д.) должны быть основания, оговоренные в ст. 7 этого закона. Наиболее значимой для предпринимателей и часто спорной является такое основание как наличие у этих служб информации о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния. Указанная информация по смыслу ст. 12 ФЗ «Об оперативно – розыскной деятельности» не относится к государственной тайне. В силу положений ст. 24 Конституции РФ и ст. 5 ФЗ «Об оперативно – розыскной деятельности» организация или предприниматель вправе знать есть ли фактически такая информация у УНП или ОБЭП. В случаях, когда предприниматель уверен в незаконности действий работников этих органов следует, не препятствуя требованиям (выполняя требования) этих лиц, обжаловать параллельно их действия в суд. Дело в том, что оперативная служба обязана раскрыть основания проведения оперативного мероприятия судье, даже если это государственная тайна. В случае признания судом действий работника оперативной службы незаконными такому работнику в зависимости от конкретных обстоятельств может грозить ответственность, начиная от дисциплинарного взыскания по службе (включая увольнение) до возбуждения уголовного дела за превышение полномочий.

    При незаконных действиях обращение в суд действует очень эффективно. Иногда достаточно показать им текст обоснованной жалобы на их действия в суд, чтобы эти действия прекратились.

    Также следует указать, что Федеральным законом № 293-ФЗ от 26.12.2008г в ст.15 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» внесены изменения в части уточнения правил изъятия у предприятий организаций и граждан документов.

    Так в случае изъятия документов, предметов, материалов при проведении оперативно-розыскных мероприятий то с них изготавливаются копии, которые заверяются должностным лицом, изъявшим документы, и передаются лицу, у которого изымаются документы, о чем делается запись в протоколе. В случае, если невозможно изготовить копии или передать их одновременно с изъятием документов, указанное должностное лицо передает заверенные копии документов лицу, у которого были изъяты документы, в течение пяти дней после изъятия, о чем делается запись в протоколе. В случае, если по истечении пяти дней после изъятия документов, заверенные копии документов не были переданы лицу, у которого изъяты документы, заверенные копии документов в течение трех дней должны быть направлены по почте заказным почтовым отправлением, о чем делается запись в протоколе с указанием номера почтового отправления.

    Данные изменения вступили в силу 10.01.2009г.

Предоставлено право приобретения арендованного недвижимого имущества в собственность субъектами малого и среднего предпринимательства

  1. Согласно Постановлению Правительства РФ от 18.12.2008г. № 961 «Имущество, находящееся в собственности субъектов РФ и органов местного самоуправления арендуемое субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии ст.9 ФЗ от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства» может быть приобретено в собственность в размере 1000 кв.м. с предельным сроком рассрочки оплаты недвижимого имущества на 3 года субъектами малого и среднего предпринимательства.

    Постановление Правительства РФ вступила в силу с 01.01.2009г.

Предоставлено право снижать ставку единого налога на основе патента

  1. Принят Закон РД от 03.02.2009г. № 6 «О применении упрощенной системы налогообложения индивидуальных предпринимателей на основе патента РД». Согласно данному закону и в соответствии гл. 26.2 НК РФ устанавливаются размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по каждому из видов предпринимательской деятельности, по которым индивидуальные предприниматели могут применять упрощенную систему налогообложения. Примером может быть годовой доход от предпринимательской деятельности изготовления и ремонта мебели – 221 100 рублей. Налогоплательщики, применяющие УСН, освобождаются от обязанности подавать налоговые декларации и налоговые расчеты за отчетный период. Расширен список видов деятельности, при которых возможно применение УСН на основе патента (п.п. 62 - 69 п. 2 ст. 346.25.1 НК РФ). Налогоплательщику предоставлено право применять УСН на основе патента до 12 месяцев (п. 4 ст. 346.25.1 НК РФ).

    Закон РД вступил в силу 16.02.2009г.

Принят Закон о порядке выкупа (изъятия) земельного участка для государственных и муниципальных нужд

  1. Принят Закон РД от 26.12.2008г. № 65 «О порядке и условиях предоставления информации о возможном изъятии, в том числе выкупа земельных участков для государственных или муниципальных нужд в связи предоставлением данных земельных участков для строительства». Согласно ст. 3 информация об этом должна доводиться лицу, у которого будет изыматься участок за один год до изъятия заказным письмом с уведомлением или передается ему непосредственно.

    Закон вступил в силу 07.01.2009г.

Принят в новОй редакции закон об аудиторской деятельности

  1. В новой редакции принят ФЗ «Об аудиторской деятельности» - ФЗ от 30.12.2008г. № 313. Федеральный закон определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации. Аудиторскую деятельность могут осуществлять аудиторская организация и индивидуальный аудитор (физическое лицо).

    Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы наряду с аудиторскими услугами могут оказывать прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги, в частности:

    1. постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;
    2. налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;
    3. анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;
    4. управленческое консультирование, в том числе связанное с реорганизацией организаций или их приватизацией;
    5. юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;
    6. автоматизацию бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;
    7. оценочную деятельность;
    8. разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;
    9. проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;
    10. обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.

    Данный Федеральный закон вступил в силу 01.01.2009г.

Внесены изменения в законодательство об обществах с ограниченной ответственностью

  1. В ч.1 Гражданского кодекса РФ и в федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» внесены изменения. Закон вступит в силу с 1 июля 2009 года. В рамках данной статьи хотелось бы остановиться на самых актуальных новеллах законодателя.

    • Исключается из состава учредительных документов Учредительный договор. Единственным учредительным документом обществ с ограниченной ответственностью, как и акционерных обществ, становится устав, утверждаемый учредителями. Порядок создания общества определяется в договоре об учреждении общества с ограниченной ответственностью.
    • В уставе не будут отражаться сведения о размере и номинальной стоимости доли участника общества, что исключает необходимость внесения изменений в устав общества при изменении структуры уставного капитала общества и/или состава участников. При создании общества сведения о размерах и номинальных стоимостях долей каждого из учредителей общества вносятся в ЕГРЮЛ на основании данных договора об учреждении общества.
    • Запрещен выход участников из общества (ст.94 ГК РФ и ст.26 ФЗ «ООО»). Имеется в виду просто выход по заявлению, потребовав свою долю. Выход возможен продав в порядке, предусмотренном уставом свою долю.
    • Сделка, являющаяся основанием для перехода доли или части доли от одного участника общества к другому или к нескольким участникам общества либо к третьим лицам (например, продажа, дарение и т.д.), подлежит нотариальному удостоверению. Несоблюдение установленной формы указанной сделки влечет за собой ее недействительность.
    • Обществу предоставлена возможность преобразоваться в порядке реорганизации в любое хозяйственное общество, хозяйственное товарищество или производственный кооператив.
    •  

    Закон вступит в силу с 1 июля 2009 года.

Внесены изменения в ФЗ «о несостоятельности (банкротстве)» от 30.12.2008г.

  1. В ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 30.12.2008г. внесены изменения. Федеральный Закон включена новая статья 18.1., посвященная особенностям правового положения кредиторов, требования которых обеспечены залогом имущества должника.

    Изменения вступили в силу 01.01.2009г.

Принят закон об обеспечение доступа к информации деятельности государственных и местных органов власти в РФ

21.01.2009г Государственной Думой РФ принят Федеральный "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления"

Согласно данного закона любое заинтересованное лицо (граждане, организации, средства массовой информации) вправе запросить интересующую его информацию о деятельности государственных и муниципальных органов (администрации района, города, собрания депутатов, министерства, ведомства, правительство субъекта, правительство РФ и т.д.).

Указанные органы обязаны выдать обратившемуся лицу достоверную информацию в открытой и доступной форме, за исключением информации, связанной коммерческой, либо иной тайной в случаях прямо предусмотренных законодательством РФ.

Для этих целей они создают структурные подразделения или уполномочивают на это специальное должностное лицо.

В случае необоснованного отказа в предоставлении информации действия таких должностных лиц могут быть обжалованы в соответствии законодательством РФ. Обращение за информацией подлежит обязательной регистрации государственным органом, органом местного самоуправления. Информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления предоставляемая, как письменно, так и устно предоставляется на бесплатной основе. Контроль за качеством и своевременностью предоставления информации возлагается на руководителей органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также на прокуратуру РФ.

Информация о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления размещается в сети интернет, опубликуется в СМИ, через библиотечные и архивные фонды, а также ее можно получить непосредственно при обращении вышеупомянутые органы.

Валигасанов Абдулагаджи Ухумаевич
Дарбишухумаев Абуталиб Дарбишухумаевич